Приём граждан:
+7 (8652) 35-52-54
Приёмная директора:
+7 (8652) 35-52-51
Главная / Деятельность ГКАУ «ГАСК» / Публикации / Макарова Т. «Гимназия пестовала ученых мужей». Ко Дню Ставропольского края – О конкурсе сочинений среди учащихся Ставропольской классической мужской гимназии // «Ставропольская правда» №130 от 9 мая 2013 г. - С.4 Макарова Т. «Гимназия пестовала ученых мужей». Ко Дню Ставропольского края – О конкурсе сочинений среди учащихся Ставропольской классической мужской гимназии // «Ставропольская правда» №130 от 9 мая 2013 г. - С.4
Важным событием в сфере образования в Ставропольской губернии стало открытие Ставропольской классической мужской гимназии в 1837 году. Ее история запечатлена в документах, хранящихся в Государственном архиве Ставропольского края. Одним из наиболее ярких событий в истории Ставропольской губернской гимназии были ежегодные конкурсы на лучшее сочинение на «русском языке», которые проводились по инициативе директора Я.М. Неверова. В фонде № 15 «Дирекция народных училищ Ставропольской губернии» ГАСК хранятся протоколы заседаний педагогических советов, рассматривавшие сочинения. В этом же фонде — переписка с попечителем учебного округа о результатах конкурса. Как становится известно из архивных источников, первый конкурс сочинений состоялся в 1852 году. Конкурс был учрежден между учащимися старших классов. Результаты первого конкурса были подведены 18 октября 1852 года. О значимости этого события свидетельствует публикация в газете «Ставропольские губернские ведомости» от 25 октября того же года, посвященная 15-летию со дня открытия Ставропольской гимназии. Из числа представленных сочинений наиболее удачными были признаны сочинения учеников VIII класса Амбарданова, Морозовского и Кананова. По решению педагогического совета лучшее сочинение было написано на тему «Русская народная поэзия» воспитанником Г. Канановым, впоследствии выдающегося просветителя, ученого-востоковеда. С этого года проведение конкурса сочинений вошло в традицию. 6 ноября 1854 года «Ставропольские губернские ведомости» опубликовали конкурсную работу будущего известного историка Александра Трачевского под названием «Что способствовало в текущем столетии упадку влияния французского классицизма в нашей драме». Гимназист в своей работе говорит о значении французской драмы как о неудачном опыте мировой литературы, которого следует всячески избегать: «…неудавшийся опыт воспроизведения древней жизни в новом искусстве имеет также свою благодетельную сторону: он показал нам, что, если мы хотим подражать древним в искусстве и если мы желаем занять своей умственной деятельностью столь же почетное, как они, место в истории человечества, то должны быть не славными копиистами чужого, а творцами своего собственного, должны быть верны своей духовной природе и жизни, должны выработать свою собственную мысль, и, подобно древним, высказать свое слово…» Конкурсные сочинения гимназистов поражают широтой кругозора, содержанием знания, богатством языка. В сохранившемся в ГАСК протоколе педагогического совета Ставропольской губернской гимназии от 16 октября 1858г. рассматриваются сочинения, представленные воспитанниками VI и VII классов. Вот какие учащимся были предложены темы: о сатире во времена Петра, Екатерины и в наше время; о Кавказе по Лермонтову, Марлинскому и Пушкину; о демократии в древнем Риме и о причинах ее политического падения; о Владимире Мономахе. Педагогический совет «с особенным удовольствием видел в молодых, еще невполне созревших умах своих питомцев, зародыш светлого убеждения и чистого стремления к науке и убедился, как в сведениях, приобретенных воспитанниками, так и способностях их анализировать подробности предмета и проводить через них одну общую мысль, разумно воспринятую от наставника». Благодаря существующей в Ставропольской мужской гимназии системе образования и в частности одной из форм обучения - конкурсам сочинений состоялось духовное становление многих воспитанников гимназии. Вот только некоторые из тех, которые оставили заметный след в истории: известный историк А. Трачевский, востоковеды Г. Кананов и К. Патканов, ученый исследователь Кавказа Н. Динник, инициатор развития женского образования В. Демьяновский. |