Главная / Деятельность ГКАУ «ГАСК» / Календарь исторических событий и знаменательных дат недели / О деятельности комитета морских экскурсий О деятельности комитета морских экскурсийВ начале XX века возникло такое направление как экскурсионная и просветительская деятельность на флоте. При посещении морских экскурсий многие молодые люди связывали свою жизнь с военно-морской службой. Для проведения морских экскурсий создавались специальные комитеты, комиссии, бюро и другие организации.
В фондах государственного архива Ставропольского края хранятся документы, в которых отражена деятельность комитета морских экскурсий под Почетным Председательством Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича, расположенного в городе Санкт-Петербурге. Комитет морских экскурсий преследовал основную цель плаваний – поднятие интереса к морю, предоставление помощи населению России в знакомстве с ним, содействие в организации морских плаваний и развитие морской деятельности. В 1913 году комитетом было предложено плавание от 4-х до 5-ти недель на парусной трехмачтовой шхуне «Утро» по Балтийскому морю, снабженной керосино-мотором, и плавание на пароходе «Ильмень» для обучения мальчиков в плавучей школе. На судно принималось от 40-42 воспитанников. Участвовать в плавании на шхуне «Утро» могли воспитанники гражданских и военных средних учебных заведений в возрасте от 15 до 20 лет, а на пароходе «Ильмень» - в возрасте от 12 до 16 лет с согласия родственников и по рекомендации начальства учебного заведения. Существовали определенные правила для участников плаваний. Каждый экскурсант, плавающий на судне комитета, должен был иметь при себе 4 смены носильного белья, одеяло, подушку, 4 наволочки, 4 ординарных простыни, 4 полотенца, дюжину носовых платков, обыкновенное платье, пальто и теплую фуфайку. Также рекомендовалось брать с собой музыкальные инструменты и фотографические аппараты. На судне предоставлялась кровать в общей каюте или подвесная койка. Все экскурсанты при поднятии на борт записывались в судовые списки, участвовали в судовых работах и стояли на вахте по очереди. Во время якорных стоянок воспитанники обучались на шлюпках, как гребле, так и управлению ими, осматривали портовые сооружения и города. Для занятий на судах, воспитанникам была предоставлена библиотека соответствующего содержания. При обращении к командующему составу, воспитанники должны были называть каждого по должности, прибавляя впереди слово «господин», например: «господин капитан», «господин вахтенный начальник» и др. Все пассажиры, находящиеся на судах, получали здоровую морскую пищу по расписанию: в 7 часов утра – чай с булкой или сухарями; в 11 часов (обед) – щи, суп или уха, мясо или рыба, на второе каша, отварной картофель или жаркое; в 2 часа – чай; в 6 часов ужин из одного или двух блюд и чай. Также комитет путем приема заявлений содействовал экскурсантам в автономных экскурсиях по Белому, Черному, Средиземному морям и вокруг Азии.
|