Приём граждан:

+7 (8652) 35-52-54

 

Приёмная директора:

+7 (8652) 35-52-51

 

Выставка "Церковь Христова на Северном Кавказе": следы древности

 - Подобных выставочных проектов в России за по­следние 25 лет не было ни одного, - рассказывает священник Евгений Шишкин, преподаватель Ставропольской духовной семи­нарии и один из организаторов проекта. - В экспозиции Государ­ственного архива Ставропольского края представлен самый широкий массив документов. А в города и села Ставрополья переданы их ко­пии, и архивные отделы муниципа­литетов, дополнив экспозицию, в свою очередь, открыли выставки в клубах, домах культуры, районных администрациях, храмах. Так что ставропольские архивисты в плане информационной работы во многом опережают другие регионы России.

 

Взаимодействие

- Планомерно и долго мы шли к этому событию - открытию выстав­ки «Церковь Христова на Северном Кавказе», - продолжает отец Евге­ний. - Последний месяц - сентябрь - работа шла практически круглосуточ­но. Столько усилий приложено! Это одно из направлений реализации соглашения, подписанного в 2015 году митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом и Еле­ной Ивановной Долговой, председа­телем краевого комитета по делам архивов. В рамках данного соглаше­ния в прошлом году прошла между­народная научно-практическая кон­ференция «Православие в истории и культуре Северного Кавказа: во­просы источниковедения и исто­риографии», на которой встретились ученые-исследователи и ставро­польские архивисты. Завязались научные связи и просто дружеские отношения, и здесь вы видите их плоды - экспонаты выставки «Цер­ковь Христова на Северном Кавка­зе». Может быть, нам удастся издать ее каталог, тогда это будет первый на Ставрополье сборник докумен­тов по истории Церкви, полезный не только для ученых, краеведов, но и для всех, кто интересуется дан­ной темой. Надеемся, он послужит расширению аудитории выставки и фиксации самого исторического со­бытия.

Мы не впервые сотрудничаем с архивистами. Церковная тематика была представлена на выставке, посвященной традициям и нова­циям в истории Ставропольского края. Свой раздел (о женском мо­нашестве) был представлен на выставке «Я сердце отдала бы за Отчизну», посвященной жен­щинам Ставрополья.         Ниточки, связанные с появлением первых детских приютов в городе Ставро­поле, открытых на пожертвования епископа Евгения (Шерешилова), прослеживались на выставке «Все мы родом из детства», которая только-только завершила свою ра­боту. Но, как я уже говорил, проект «Церковь Христова на Северном Кавказе» стал результатом много­летней совместной деятельности нашей епархии и Государственно­го архива Ставропольского края.

Первые шаги к нему были сделаны еще в 2012 году, когда в преддверии визита на Ставрополье Свя­тейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы совместно с краевым комитетом по делам архивов подготовили и издали историко-архивный         справочник «Храмы и монастыри Ставрополь­ской и Невинномысской епархии». Материалы для него собирались в течение нескольких десятилетий. Некоторые люди, трудившиеся над ним, к тому времени уже почили, но вклад их неоценим - издание это во многом уникально даже по российским меркам. Почему за те­мами, отражающими нашу повсед­невность, такими как «Женщины», «Дети», «Традиции и новации», Лермонтовский юбилей, 100-летие со дня начала Первой мировой войны, Великая Отечественная война, следует тема Церкви на Кавказе? Да потому что соприкос­новение с верой своего народа, интерес к истории своей малой родины рождают любовь к нашему общему Отечеству - России.

 

 

               

 

 

На выставке представлены доку­менты из различных архивов, музеев и библиотек не только Ставрополь­ского края, но и Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга и других городов, экспонаты церковных и частных документальных собраний, в том числе - впервые в истории России - документы из архива Мо­сковской Патриархии.

 

Святой Крест

- Северный Кавказ занимает осо­бое место в истории Русской Право­славной Церкви, - отмечает батюшка. - Только в Крыму и у нас, на Кавказе, христианство восходит к столь глубокой древности - II-III ве­кам (посмотрите отчет Фанагорийской археологической экспедиции о раскопках 2010 года в Тамани). Наша выставка позиционируется как история Русской Православной Церкви с XVII века, однако откры­вается экспозиция видами аланских храмов, построенных еще до Кре­щения Руси и ставших яркими сим­волами христианских древностей Северного Кавказа. Это докумен­ты исследовательских экспедиций Х!Х века знаменитого пятигорского архитектора Бернардацци (1829 г.) и московского художника Дмитрия Струкова (1888 г.).

Самым ранним рукописным доку­ментом выставки является челобит­ная новокрещеного «черкешенина» (черкеса) Бориса Зерехохова царю Борису Федоровичу Годунову от 1603 года. Текст ее говорит о давней традиции: русские государи нередко становились восприемниками при крещении представителей аристо­кратических родов Кавказа.

На иллюстрации из редкой кни­ги Адама Олеария видна крепость Терки, упраздненная Петром I в 1720-е годы (тогда реорганизовыва­лась система русского присутствия на Северо-Восточном Кавказе). Ког­да гребенские и терские казаки, как и все сословия российского обще­ства, были встроены в имперскую машину, их духовное окормление поручили Астраханским архиере­ям.

 

  

 

 

В последующие полстолетия на территории линейного войска было построено еще 15 казачьих храмов. Но настоящая волна церковного строительства поднимается после создания Азово-Моздокской укре­пленной линии - на рубеже XVIII- XIX веков здесь действовало уже около 75 храмов! Этот период отра­жают другие документы Российско­го государственного архива древних актов, такие как рапорт войскового старшины Д. Савельева бригадиру Волжского войска о перевозке цер­ковной утвари из Саратова на Азово­Моздокскую линию и ордер Главно­начальствующего Азово-Моздокской линии генерал-поручика Павла По­темкина с рекомендацией крестить всех желающих и приписывать их к казачьему сословию. Так в казачьих сотнях появились крещеные осети­ны, черкесы, представители других кавказских народов.

Интересный момент: на протя­жении всего XVIII столетия епархия именовалась Астраханской и Став­ропольской - за 50 лет до основания города Ставрополя! Дело в том, что Петр I центром Гребенской линии определил крепость Святого Креста на реке Сулак, которая просущество­вала всего около 10 лет. Позднее бу­дут основаны одноименная крепость на месте Ставрополя и город Святой Крест (нынешний Буденновск).

Почти все крепости Азово-Моз­докской оборонительно-укрепительной линии именовались в честь святых: святой Марии, свя­того Александра, святого Георгия, святой Екатерины. Но крест всегда пользовался особым почитанием в регионе. Уже почти тысячу лет Кав­каз осеняют огромные каменные кресты - древнейшие следы при­сутствия здесь русского православ­ного населения. На одном из них - Преградненском, который хранится в Ставропольском краеведческом музее, - еще в 1950-х годах про­читывалась надпись на русском языке «Помяни, Господи, усопше­го раба Твоего Иоанна русского». Это самые ранние славянские письмена на Северном Кавказе. По палеографическим признакам Преградненский крест датирован XI веком - временем расцвета рус­ского Тмутараканского княжества. Кстати, неслучайно начало россий­ской государственности на Север­ном Кавказе (первое упоминание о Тмутараканском княжестве в «По­вести временных лет») датируется 988 годом, ведь это год Крещения Руси.

Сентинский, Южный, Северный и Средний Зеленчукские храмы мож­но увидеть на панораме Струкова и зарисовке Бернардацци. Основная часть экспозиции в выставочном зале открывается фотографией пя­того из сохранившихся храмов хри­стианской Алании - Шоанинского. Это знаковый кадр, символизирую­щий преемственность истории хри­стианства на Северном Кавказе. В 1894 году при храме был создан Свято-Георгиевский мужской монашеский скит. На протяжении всего последующего времени в празд­ник святого великомученика Геор­гия Победоносца сюда стекалось огромное число людей (массовое паломничество местных жителей в этот день на гору Шоана не могли остановить даже антирелигиозные меры советской власти в ХХ веке). 1896 годом датированы фотогра­фии из альбома, принадлежавше­го игумену Серафиму, настоятелю Александро-Афонской         Зеленчукской пустыни, на которых запечат­лены братия Покровского скита этой обители, а также богомольцы, кти­торы, благотворители. На выставке также представлена редкая книга с репродукциями Струкова, изо­бражающими не сохранившиеся до нашего времени, но еще суще­ствовавшие в XIX веке фрески Сентинского и Среднего Зеленчукского храмов. Метрические и рукописные богослужебные книги, древние ико­ны, храмозданные грамоты. Пер­вые епископы Северного Кавказа. Единственная фотография еписко­па Кавказского и Черноморского Феофилакта (Губина), преемника святителя Игнатия Брянчанинова, обнаруженная совсем недавно в Российском государственном исто­рическом архиве. Чудотворные иконы, храмы, монастыри. От­крытие Ставропольской духовной семинарии, церковно-приходские школы.

Вот представленная     Россий­ским государственным       военно-историческим архивом фотография, запечатлевшая молебен на пере­довой одного из фронтов Первой мировой войны. На другом фото сестры милосердия в военном го­спитале читают раненым солдатам газету. Тридцать послушниц Иоанно-Мариинского женского монастыря стали в то тяжелое для страны вре­мя сестрами милосердия. Впрочем, как и представительницы всех со­словий. Бывшая гимназистка Рим­ма Михайловна Иванова была доч­кой казначея Духовной консистории и единственной женщиной, полу­чившей за свой подвиг офицерский Георгиевский крест (посмертно). На волне патриотического подъема под военные госпиталя выделялись раз­личные здания города Ставрополя, в том числе и церковные, например от Андреевско-Владимирского брат­ства.

Интересно и занимательно рас­сказывал отец Евгений об экспози­ции выставки «Церковь Христова на Северном Кавказе». Архивные доку­менты, представленные на ней, сви­детельствуют о неразрывной связи Русской Православной Церкви со своим народом.

Заканчиваем первый рассказ об этой уникальной выставке временем Первой мировой войны, ставшей на­чалом периода тяжелых потрясений для нашей Церкви и нашей страны.

 

Евдокия Васюкова

Ставропольский благовест, ноябрь 2016г. №11, стр. 14, 15.