Приём граждан:
+7 (8652) 35-52-54
Приёмная директора:
+7 (8652) 35-52-51
Главная / Деятельность ГКАУ «ГАСК» / Публикации / Выставка "Церковь Христова на Северном Кавказе": следы древности Выставка "Церковь Христова на Северном Кавказе": следы древности- Подобных выставочных проектов в России за последние 25 лет не было ни одного, - рассказывает священник Евгений Шишкин, преподаватель Ставропольской духовной семинарии и один из организаторов проекта. - В экспозиции Государственного архива Ставропольского края представлен самый широкий массив документов. А в города и села Ставрополья переданы их копии, и архивные отделы муниципалитетов, дополнив экспозицию, в свою очередь, открыли выставки в клубах, домах культуры, районных администрациях, храмах. Так что ставропольские архивисты в плане информационной работы во многом опережают другие регионы России.
Взаимодействие - Планомерно и долго мы шли к этому событию - открытию выставки «Церковь Христова на Северном Кавказе», - продолжает отец Евгений. - Последний месяц - сентябрь - работа шла практически круглосуточно. Столько усилий приложено! Это одно из направлений реализации соглашения, подписанного в 2015 году митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом и Еленой Ивановной Долговой, председателем краевого комитета по делам архивов. В рамках данного соглашения в прошлом году прошла международная научно-практическая конференция «Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии», на которой встретились ученые-исследователи и ставропольские архивисты. Завязались научные связи и просто дружеские отношения, и здесь вы видите их плоды - экспонаты выставки «Церковь Христова на Северном Кавказе». Может быть, нам удастся издать ее каталог, тогда это будет первый на Ставрополье сборник документов по истории Церкви, полезный не только для ученых, краеведов, но и для всех, кто интересуется данной темой. Надеемся, он послужит расширению аудитории выставки и фиксации самого исторического события. Мы не впервые сотрудничаем с архивистами. Церковная тематика была представлена на выставке, посвященной традициям и новациям в истории Ставропольского края. Свой раздел (о женском монашестве) был представлен на выставке «Я сердце отдала бы за Отчизну», посвященной женщинам Ставрополья. Ниточки, связанные с появлением первых детских приютов в городе Ставрополе, открытых на пожертвования епископа Евгения (Шерешилова), прослеживались на выставке «Все мы родом из детства», которая только-только завершила свою работу. Но, как я уже говорил, проект «Церковь Христова на Северном Кавказе» стал результатом многолетней совместной деятельности нашей епархии и Государственного архива Ставропольского края. Первые шаги к нему были сделаны еще в 2012 году, когда в преддверии визита на Ставрополье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы совместно с краевым комитетом по делам архивов подготовили и издали историко-архивный справочник «Храмы и монастыри Ставропольской и Невинномысской епархии». Материалы для него собирались в течение нескольких десятилетий. Некоторые люди, трудившиеся над ним, к тому времени уже почили, но вклад их неоценим - издание это во многом уникально даже по российским меркам. Почему за темами, отражающими нашу повседневность, такими как «Женщины», «Дети», «Традиции и новации», Лермонтовский юбилей, 100-летие со дня начала Первой мировой войны, Великая Отечественная война, следует тема Церкви на Кавказе? Да потому что соприкосновение с верой своего народа, интерес к истории своей малой родины рождают любовь к нашему общему Отечеству - России.
На выставке представлены документы из различных архивов, музеев и библиотек не только Ставропольского края, но и Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга и других городов, экспонаты церковных и частных документальных собраний, в том числе - впервые в истории России - документы из архива Московской Патриархии.
Святой Крест - Северный Кавказ занимает особое место в истории Русской Православной Церкви, - отмечает батюшка. - Только в Крыму и у нас, на Кавказе, христианство восходит к столь глубокой древности - II-III векам (посмотрите отчет Фанагорийской археологической экспедиции о раскопках 2010 года в Тамани). Наша выставка позиционируется как история Русской Православной Церкви с XVII века, однако открывается экспозиция видами аланских храмов, построенных еще до Крещения Руси и ставших яркими символами христианских древностей Северного Кавказа. Это документы исследовательских экспедиций Х!Х века знаменитого пятигорского архитектора Бернардацци (1829 г.) и московского художника Дмитрия Струкова (1888 г.). Самым ранним рукописным документом выставки является челобитная новокрещеного «черкешенина» (черкеса) Бориса Зерехохова царю Борису Федоровичу Годунову от 1603 года. Текст ее говорит о давней традиции: русские государи нередко становились восприемниками при крещении представителей аристократических родов Кавказа. На иллюстрации из редкой книги Адама Олеария видна крепость Терки, упраздненная Петром I в 1720-е годы (тогда реорганизовывалась система русского присутствия на Северо-Восточном Кавказе). Когда гребенские и терские казаки, как и все сословия российского общества, были встроены в имперскую машину, их духовное окормление поручили Астраханским архиереям.
В последующие полстолетия на территории линейного войска было построено еще 15 казачьих храмов. Но настоящая волна церковного строительства поднимается после создания Азово-Моздокской укрепленной линии - на рубеже XVIII- XIX веков здесь действовало уже около 75 храмов! Этот период отражают другие документы Российского государственного архива древних актов, такие как рапорт войскового старшины Д. Савельева бригадиру Волжского войска о перевозке церковной утвари из Саратова на АзовоМоздокскую линию и ордер Главноначальствующего Азово-Моздокской линии генерал-поручика Павла Потемкина с рекомендацией крестить всех желающих и приписывать их к казачьему сословию. Так в казачьих сотнях появились крещеные осетины, черкесы, представители других кавказских народов. Интересный момент: на протяжении всего XVIII столетия епархия именовалась Астраханской и Ставропольской - за 50 лет до основания города Ставрополя! Дело в том, что Петр I центром Гребенской линии определил крепость Святого Креста на реке Сулак, которая просуществовала всего около 10 лет. Позднее будут основаны одноименная крепость на месте Ставрополя и город Святой Крест (нынешний Буденновск). Почти все крепости Азово-Моздокской оборонительно-укрепительной линии именовались в честь святых: святой Марии, святого Александра, святого Георгия, святой Екатерины. Но крест всегда пользовался особым почитанием в регионе. Уже почти тысячу лет Кавказ осеняют огромные каменные кресты - древнейшие следы присутствия здесь русского православного населения. На одном из них - Преградненском, который хранится в Ставропольском краеведческом музее, - еще в 1950-х годах прочитывалась надпись на русском языке «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего Иоанна русского». Это самые ранние славянские письмена на Северном Кавказе. По палеографическим признакам Преградненский крест датирован XI веком - временем расцвета русского Тмутараканского княжества. Кстати, неслучайно начало российской государственности на Северном Кавказе (первое упоминание о Тмутараканском княжестве в «Повести временных лет») датируется 988 годом, ведь это год Крещения Руси. Сентинский, Южный, Северный и Средний Зеленчукские храмы можно увидеть на панораме Струкова и зарисовке Бернардацци. Основная часть экспозиции в выставочном зале открывается фотографией пятого из сохранившихся храмов христианской Алании - Шоанинского. Это знаковый кадр, символизирующий преемственность истории христианства на Северном Кавказе. В 1894 году при храме был создан Свято-Георгиевский мужской монашеский скит. На протяжении всего последующего времени в праздник святого великомученика Георгия Победоносца сюда стекалось огромное число людей (массовое паломничество местных жителей в этот день на гору Шоана не могли остановить даже антирелигиозные меры советской власти в ХХ веке). 1896 годом датированы фотографии из альбома, принадлежавшего игумену Серафиму, настоятелю Александро-Афонской Зеленчукской пустыни, на которых запечатлены братия Покровского скита этой обители, а также богомольцы, ктиторы, благотворители. На выставке также представлена редкая книга с репродукциями Струкова, изображающими не сохранившиеся до нашего времени, но еще существовавшие в XIX веке фрески Сентинского и Среднего Зеленчукского храмов. Метрические и рукописные богослужебные книги, древние иконы, храмозданные грамоты. Первые епископы Северного Кавказа. Единственная фотография епископа Кавказского и Черноморского Феофилакта (Губина), преемника святителя Игнатия Брянчанинова, обнаруженная совсем недавно в Российском государственном историческом архиве. Чудотворные иконы, храмы, монастыри. Открытие Ставропольской духовной семинарии, церковно-приходские школы. Вот представленная Российским государственным военно-историческим архивом фотография, запечатлевшая молебен на передовой одного из фронтов Первой мировой войны. На другом фото сестры милосердия в военном госпитале читают раненым солдатам газету. Тридцать послушниц Иоанно-Мариинского женского монастыря стали в то тяжелое для страны время сестрами милосердия. Впрочем, как и представительницы всех сословий. Бывшая гимназистка Римма Михайловна Иванова была дочкой казначея Духовной консистории и единственной женщиной, получившей за свой подвиг офицерский Георгиевский крест (посмертно). На волне патриотического подъема под военные госпиталя выделялись различные здания города Ставрополя, в том числе и церковные, например от Андреевско-Владимирского братства. Интересно и занимательно рассказывал отец Евгений об экспозиции выставки «Церковь Христова на Северном Кавказе». Архивные документы, представленные на ней, свидетельствуют о неразрывной связи Русской Православной Церкви со своим народом. Заканчиваем первый рассказ об этой уникальной выставке временем Первой мировой войны, ставшей началом периода тяжелых потрясений для нашей Церкви и нашей страны.
Евдокия Васюкова Ставропольский благовест, ноябрь 2016г. №11, стр. 14, 15.
|