Размер шрифта:
Цвет:
Изображения:
Кернинг:
Интервал:
На главную Контактная информация Поиск по сайту Карта сайта
Версия для слабовидящих

 

Приём граждан:

+7 (8652) 35-52-54

 

Приёмная директора:

+7 (8652) 35-52-51

 

Эмблема Государственного архива Ставропольского края

 

 

  

  

 

 

Архивный калейдоскоп 

 

 

 

Версия для печати

Статья в газете "Вечерний Ставрополь" от 09.04.2020 года о страницах биографии Героя Советского Союза Ивана Бурмистрова

Одним из самых известных в Ставрополе Героев Советского Союза, имя которого знает большинство горожан, был Иван Алексеевич Бурмистров. В столице края есть улица, названная в память о нем. Имя Героя носят библиотека-музей и школа на Ташле.

Практически во всех опубликованных биографических материалах указано, что Иван Алексеевич Бурмистров родился 27 июня 1903 года в Ставрополе, в семье Алексея Евдокимовича и Дарьи Егоровны Бурмистровых. Однако в фондах Государственного архива Ставропольского края хранится рукописная биографическая справка, в которой указана другая информация. На этот документ при подготовке публикации обратила внимание заместитель директора по научной работе Государственного архива Ставропольского края Ольга Запорожцева.

- Биографическая справка, датированная 1945 годом, находится в «Коллекции документальных материалов о Героях Советского Союза по Ставропольскому краю», собранной в 1938–1945 годах. В документе написано: «Бурмистров Иван Алексеевич родился в 1903 году в деревне Левково Вяземского района Смоленского округа. В 1905 году вместе с родителями переехал в г. Витебск и в 1909 году переехал в г. Ставрополь, когда ему исполнилось 6 лет. В 8 лет пошел в школу, после окончания 3-х классов он поступил в духовное училище, по окончании 4-х классов он поступает работать на кожзавод в качестве рабочего, проработав здесь до 1922 года. Был комсомольцем, принимал активное участие в борьбе против зеленых банд, был членом отряда особого назначения».

Есть и другой документ. Это автобиография И.А. Бурмистрова, написанная им в 1950 году. В ней, в частности, местом рождения указан Ставрополь. О детстве и юности Иван Алексеевич пишет так: «В 1912 году я окончил трехклассную приходскую школу и поступил учиться в городское училище. Проучился два года, тяжелое экономическое положение семьи заставило пойти на заработки. До 1917 года определенной работы не имел. В 1917 году поступил мальчиком на кожзавод в качестве посыльного и телефониста. На кожзаводе проработал на разных работах во всех отделах завода до 1923 года».

Жили Бурмистровы сначала в рабочих казармах недалеко от завода, потом переехали в небольшой саманный дом на 1-й Заташлянской улице. В 1923 году комсомол объявил призыв добровольцев на флот. Дело в том, что в это время флот Советской России переживал тяжелый период, его начинали восстанавливать после Гражданской войны.

Всего комсомолом было проведено три призыва, в результате которых на флот были направлены более восьми тысяч добровольцев. В их рядах оказались и три друга – Иван Бурмистров, Марк Сафонов и Константин Масокин. Они прибыли в Петроградский Балтийский флотский экипаж, где в то время формировались команды всех флотов. Затем И.А. Бурмистров был направлен на службу на Черноморский флот в город Севастополь, где в 1925 году он успешно окончил машинную школу учебного отряда Морских сил Черного моря. В результате И.А. Бурмистров был награжден именными серебряными часами и получил звание инструктора. Затем его назначили командиром роты учебного отряда. Иван Алексеевич продолжил профессиональное обучение, он был отправлен на трехгодичные параллельные классы при Ленинградском военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, которые окончил в 1932 году.

В том же году Иван Алексеевич вернулся в Севастополь уже кадровым командиром на должность дивизионного минера подводных лодок. Вскоре И.А. Бурмистров был назначен помощником командира подводной лодки «Д-4» («Революционер»). Спустя два года капитан-лейтенант Бурмистров был назначен помощником к командиру подводной лодки «Л-4» («Гарибальдиец») капитану 2 ранга П.И. Болтунову. Эта подлодка считалась в то время последним достижением инженерной мысли и представляла собой настоящий подводный крейсер.

28 августа 1934 года две подлодки «Л-4» и «Л-5» вышли в море для отработки задач на глубине. Каждая из них работала по своему плану и в своем квадрате. Перед погружением на подлодку «Л-4» прибыло трое курсантов-стажеров, которых под свое наблюдение взял И.А. Бурмистров. Во второй половине дня после погружения Иван Алексеевич отправился во второй отсек подлодки для проверки курсанта Касаткина, которому сделал некоторые замечания в выполнении поставленного задания, и после этого И.А. Бурмистров перешел в первый отсек подлодки. В этот момент во втором отсеке произошло два взрыва. Спасение экипажа было поручено командиром Болтуновым помощнику И. Бурмистрову. Благодаря усилиям всего экипажа пожар был ликвидирован, но по всей подлодке начал расползаться дым и едкий газ, из-за чего члены экипажа стали задыхаться. Так как подлодка всплыла с сильным дифферентом на нос и креном на левый борт, командованием было решено провести эвакуацию экипажа через рубочный люк. В результате взрыва на подлодке «Л-4» общее число погибших составило пять человек. Как выяснила специальная комиссия, причинами катастрофы явились конструктивные недостатки в компоновке аккумуляторных ям и то, что находившаяся на борту подлодки аккумуляторная батарея была не из числа новых.

Из-за взрыва Иван Алексеевич сильно пострадал. Он получил серьезные ожоги дыхательных путей и верхней части пищевода. С тех пор его голос стал хриплым, а последствия привели к дальнейшей неизлечимой болезни.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Иван Алексеевич продолжил службу. В 1935 году он окончил курсы комсостава учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова. И позже был назначен командиром подводной лодки А-2 («Шахтер») бригады подводных лодок в Севастополе. В этом же году И.А. Бурмистровым был установлен рекорд автономного плавания на подлодке, за что он был награжден наркомом обороны СССР К.Е. Ворошиловым именными золотыми часами.

В 1936 году республиканская Испания подверглась вооруженной интервенции со стороны фашистского итало-германского блока. Развернулось массовое движение солидарности, выразившееся, в первую очередь, в помощи интернациональных бригад, сформированных из добровольцев 53 стран. Большая помощь была оказана и со стороны СССР. Советское правительство выступило с заявлением о том, что оно намерено поддержать республиканскую Испанию в борьбе с фашизмом и международной реакцией. В числе добровольцев были и наши земляки: капитан И.А. Бурмистров и военный переводчик А.М. Гуревич. Иван Алексеевич возглавил экипаж подводной лодки республиканцев «С-1» и в списках испанского флота он значился под именем Луиса Мартинеса.

В это время жестокому обстрелу со стороны вражеских крейсеров подвергались порты Сантандер, Бильбао, Хихон. Дело в том, что корабли с продовольствием не могли войти в республиканские порты. И тогда командованием подводной лодки была поставлена задача о нанесении внезапного удара по врагу. Командиром был назначен И.А. Бурмистров.

Обманув сторожевые корабли, подлодке «С-1» удалось выплыть в просторы Атлантического океана и пойти на погружение. Курс был взят на Бискайский залив. У входа в Хихон находился фашистский крейсер, который не давал возможности кораблям с провиантом войти в порт. Благодаря умелому руководству И.А. Бурмистрова удалось заставить уплыть «испугавшийся» мощной подводной лодки фашистский крейсер. Следом за подлодкой в порт вошли корабли с провиантом. Благодаря такому подвигу экипажу подлодки «С-1» удалось спасти жизни многих жителей порта Хихон от голодной смерти.

Осенью 1937 года И.А. Бурмистровым и Н.П. Египко был осуществлен беспримерный перевод испанских подводных лодок «С-4» и «С-2» из Франции, где они находились на ремонте после окончания операции в Бискайском заливе, через Гибралтар в Картахену.

Подводные лодки были выведены из Бордо под видом испытаний после долгого ремонта. В первый день плавания удалось путем сложных маневров уйти от противолодочных кораблей противника, которые использовали против субмарин глубинные бомбы. На второй день оказалось, что из строя вышел горизонтальный командирский перископ, но на такой случай командование подлодки воспользовалось зенитным. Над морем все время летали самолеты, которые лишали подлодки возможности всплытия на поверхность. Экипажу не хватало воздуха. Оторваться от преследования и подняться на поверхность подлодке удалось лишь перед самым входом в пролив. При всплытии оказалось, что на поверхности разбушевался сильный шторм, который ставил под вопрос вхождение подлодки в узкий пролив. Но благодаря предусмотрительности капитана И.А. Бурмистрова было сделано невозможное. Подлодка в сложнейших условиях все-таки прошла пролив. Позже, как оказалось, противник рассчитывал именно на то, что «С-4» не сможет в такую погоду двигаться и будет «отлеживаться».

Когда подлодка подплывала к порту Картахен, из строя вышла рация, из-за поломки которой «С-4» не могла дать знать своим о прибытии к месту назначения. При всплытии она могла попасть под обстрел береговых батарей республиканцев. Но и в этой ситуации И.А. Бурмистровым было принято правильное решение. Подлодка подошла к берегу так близко и всплыла так неожиданно, что на берегу вслед за сигналом «к бою!» прозвучал приказ «отбой!». Эта операция, осуществленная под командованием И.А. Бурмистрова, вошла в историю антифашистской борьбы.

Иван Бурмистров два года мужественно и отважно сражался, с честью выполняя свой интернациональный долг. Его подвиги высоко оценило советское правительство. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 ноября 1938 года Ивану Алексеевичу, первому среди военных моряков, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения награды И.А. Бурмистрову была вручена медаль «Золотая Звезда» под № 108. После возвращения из Испании И.А. Бурмистров возглавил бригаду подводных лодок на Черноморском флоте.

В канун Великой Отечественной войны нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов назначил И.А. Бурмистрова командиром отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых лодок в городе Николаеве. Иван Алексеевич без потерь выполнил приказ о переводе лодок в Севастополь. Позже, вместе со сводным батальоном моряков и армейцев, он прорвется в Ялту. Как старший морской начальник И.А. Бурмистров организовал эвакуацию населения и грузов на судах из Феодосии, Ялты и Севастополя. Иван Алексеевич был назначен старшим морским начальником прифронтового города Геленджика.

В 1942 году И.А. Бурмистрова направили в Военно-морскую академию в Ленинград, где он окончил учебу. После этого был вновь определен начальником в отдельный дивизион строящихся и ремонтируемых подводных лодок. Служил Герой Иван Бурмистров и в Ленинграде. В одном из боев он был ранен и находился на лечении в Самарканде.

После войны в 1946 году сбылась мечта Ивана Алексеевича - он стал преподавателем кафедры тактики флота в военно-морском училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. В 1950 году по состоянию здоровья капитан 1 ранга И.А. Бурмистров ушел в отставку и вернулся в Ставрополь. Здесь ему доверили руководить кожевенным заводом имени Трунова. В Государственном архиве Ставропольского края в фонде Ставропольского крайкома КПСС хранится «Личное дело на номенклатурного работника Бурмистрова Ивана Алексеевича», начатое 17.VIII.1950 года. В основном это материалы, связанные с приемом Ивана Алексеевича на должность директора кожзавода и его увольнением по собственному желанию в связи с ухудшившимся здоровьем.

Герой Советского Союза И.А. Бурмистров вел большую общественную деятельность, был избран депутатом городского Совета и даже был научным сотрудником краеведческого музея. Иван Алексеевич часто встречался с молодежью, рассказывал о своей службе и советском Военно-морском флоте. В 1962 году состояние здоровья Ивана Алексеевича Бурмистрова стало ухудшаться, и 28 августа он скончался. Герой Советского Союза И.А. Бурмистров похоронен на Даниловском кладбище в Ставрополе.

Сыновья Ивана Алексеевича тоже стали военными моряками. Старший, Анатолий, был капитаном 2 ранга, награжден 22 наградами. В 1999 году он написал документальную повесть «Флагман» о жизни и боевой деятельности своего отца И.А. Бурмистрова.

Младший сын героя, Владимир, служил на Северном флоте, участвовал в переходе Северным морским путем из Кольского залива в порт Владивосток с августа по октябрь 1962 года, затем на Тихоокеанском флоте. В 1963 году он трагически погиб на подводной лодке «С-61». Владимир Иванович был похоронен рядом с отцом на Даниловском кладбище в Ставрополе…

18 мая 1972 года во дворе школы № 11 города Ставрополя был торжественно открыт памятник Герою Советского Союза И.А. Бурмистрову, а школе присвоено его имя. В 1977 году Ивану Алексеевичу Бурмистрову было посмертно присвоено звание почетного гражданина города Ставрополя. Именем «Иван Бурмистров» в 1988 году был назван новый супертраулер - флагман Керчьрыбпрома.

1-я Заташлянская улица в Ставрополе, на которой жили родители Ивана Алексеевича, а потом и он со своей семьей, была переименована в улицу Бурмистрова. На том самом доме под № 108 помещена мемориальная доска. 23 февраля 2003 года библиотеке-музею, расположенной по улице Бурмистрова, также было присвоено имя героя.

 

 

Заместитель директора по научной работе
государственного архива Ставропольского края
Запорожцева Ольга Алексеевна
 

Фотографии и документы из фондов
Государственного архива Ставропольского края.

 "Вечерний Ставрополь" от 09.04.2020 года

 

  • Комитет Ставропольского края по делам архивов
  • Портал государственных услуг Ставропольского края
  • Портал государственных услуг РФ
  • Влиятельные люди
  • Наука.рф
Закрыть